Консультация для педагогов по развитию мелкой моторики рук
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное речевое развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
Одним из показателей готовности к школьному обучению ребенка является сформированность его речевых навыков. Обычно у ребенка, имеющего высокий уровень речевого развития, сформированы и навыки мелкой моторики рук. Это доказано исследованиями проведенными учеными (М.И. Кольцова), которые установили, что сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Еще известный физиолог В.М. Бехтерев доказал положительное влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, на развитие речи, а значит и интеллекта. К тому же научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук активизируют расположенные в непосредственной близости речевые зоны.
Особое внимание необходимо уделять организации игр по мелкой моторике, ход которых сопровождается небольшими стихотворными текстами. Особенно полезна такая работа тем детям, которые страдают общим недоразвитием речи, так как позволяет в игровой форме расширить словарный запас, уточнить отдельные слова и понятия. Работа по развитию мелкой моторики и речи включает в себя:
Массаж рук, лица;
Пальчиковые игры;
Различные виды театра;
Дидактические игры;
Игры с природным материалом;
Изобразительная деятельность;
Оригами
Рассмотрим приемы развития речи через развитие мелкой моторики рук у ребенка.
Массаж
Массаж рекомендуется проводить с детьми уже с момента рождения. Мама, общаясь с ребенком, осуществляет элементарное поглаживание, растирание. Взрослея, ребенок может самостоятельно выполнять элементы самомассажа, что улучшает кровообращение пальцев рук, тонизирует мышцы рук, лица, при этом активизирует речевые центры головного мозга.
Педагог выполняет самомассаж «Времена года» ладонями и пальцами обеих рук. Воспитанники выполняют по показу воспитателя.
Если тает снег и лед,
Ручеек журчит, поет.
(поглаживают, лоб от середины к верхней части ушей)
Мишке стало не до сна,
Значит, к нам пришла весна.
(поглаживают щеки от подбородка к мочкам ушей)
Если солнце пригревает,
В небе ласточка летает,
(поглаживают, лоб от середины к верхней части ушей)
Стало сухо и тепло,
Значит, лето к нам пришло.
(поглаживают щеки от середины подбородка к мочкам ушей)
Если дождь стучит по крыше
То сильней, то тише, тише,
(постукивают кончиками пальцев от середины лба к верхней части ушей)
Землю всю листва укрыла,
Значит, осень наступила.
(постукивают кончиками пальцев от середины подбородка к мочкам ушей)
Если вьюга и пурга
Намели вокруг снега
И укутали дома,
начит, к нам пришла зима.
(выполняют спиралевидные движения от середины лба к верхней части ушей)
Массаж с гранёными карандашами
«Эстафета». Передача карандаша поочередно, каждому пальцу из одной руки в другую.
Карандаш я подержу
В гости к пальчику приду.
«Качалочка». Прокатывание карандаша между пальцами.
Карандаш не отдыхает
Между пальцами гуляет.
«Добывание огня». Прокатывание карандаша между ладонями.
Карандаш катать я буду,
Может быть, огонь добуду.
Пальчиковая гимнастика
О значении пальчиковой гимнастики написано немало книг. Педагоги- психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают внимание и память. Пальчиковые игры, сопровождаемые стихотворными текстами, развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией детей. Поэтому игровую тренировку необходимо начинать с раннего возраста, причем, не только с проблемными детьми. Пальчиковые игры так же способствуют совершенствованию лексической, грамматической и связной речи (умение вести диалог, рассказывать и пересказывать).
Пальчиковая гимнастика «Две сороконожки»
Две сороконожки (пальцы обеих рук касаются друг друга)
Бежали по дорожке.
Бежали – бежали
Друг друга повстречали. (соединяют ладони друг с другом)
Так друг друга обнимали, (переплетают указательные пальцы обеих рук)
Так друг друга обнимали, (переплетают средние пальцы и ладони обеих рук)
Что едва мы их разняли. (руки расцепляются)
Упражнение «Проглот»
Каждый участник берет носовой платок за уголок и пытается вобрать его в кулак, не помогая себе второй рукой.
У меня живет проглот
Все подряд проглот жует
Вот и стало у проглота
Брюшко как у бегемота.
Упражнение выполняется другой рукой, двумя руками одновременно.
Виды театра
Где разговорно-пальцевая деятельность наиболее естественна? Конечно же, в детском театре. В дошкольном учреждении используются различные виды детских театров: «Театр картинок», «Театр пальчиков», «Театр рукавичек», «Театр Петрушек». Здесь требуются умелые руки и желание произносить монологи, даже самостоятельно создавать сценарии, создавать роли, озвучивать сценки. Куклы двигаются в такт музыке, поворачивают голову, кланяются, выразительно действуют «руками» - детскими пальцами.
Игры с природным материалом
Игры с природным материалом развивают мелкую моторику, совершенствуя тонкие движения пальцев рук, зрительное внимание, творческое начало, знакомят с понятием много – мало. Попросите малышей помочь Вам перебрать и разложить по разным тарелкам: бобы – в большую тарелку, фасоль – в среднюю, а горох – в самую маленькую. Наполняя бутылочки фасолью, горохом малыши слышат, как они звонко стучат по стенкам бутылочки. Их привлекает сам процесс: опускание фасолинок в отверстие. Можно даже устроить соревнование «Кто быстрее наберет бутылочку». Покажите, как можно насыпать крупу с помощью ложки или небольшого совочка. Для того чтобы черпать ложкой малышу придется активно вращать кистью руки, а также быть внимательным и аккуратным. Теперь можно выложить и узор, чередуя по цвету и форме.Давайте и мы с вами на мгновение превратимся в золушек и переберем различного вида крупу по тарелочкам (упражнение «Золушка»).
Изобразительная деятельность
На занятиях по изобразительной деятельности можно успешно осуществлять развитие речи. Особенно это касается детей с общим недоразвитием речи. Деятельность с бумагой, ножницами, соленым тестом, пластилином, красками, карандашами – это не только сенсорно-двигательные упражнения. Она отражает и углубляет представления детей об окружающих их предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности. В дошкольном учреждении я использую нетрадиционные техники рисования для развития речи воспитанников.
Оригами
Занятия оригами хороши тем, что дают возможность ребенку работать двумя руками одновременно. Если в других видах деятельности основную работу выполняет ведущая рука, то в оригами (с этим может сравниться только лепка) очень часто одинаковые движения выполняют обе руки. Это, безусловно, положительно влияет как на развитие мелкой моторики рук, так и на мозговую деятельность и соответственно на развитие речи: скоординированность речи и движений, формирование правильного произношения, общих речевых навыков, связной речи и словаря.
Речевое развитие – важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей. В дошкольном учреждении развитие движений пальцев рук (мелкая моторика) подготавливает почву для формирования речи. В итоге кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Первоклассники при обучении элементам письма демонстрируют хороший нажим, «уверенные» линии, и заметно лучше своих сверстников справляются с программными требованиями по изобразительной деятельности. Всё это создаёт благоприятную базу для более успешного обучения в школе. Богаче и грамотнее становится речь ребенка, ему легче высказывать свои мысли, расширяется круг его возможностей в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее становятся отношения со сверстниками и взрослыми, активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому, так важно заботиться о своевременном формировании речи ребенка посредством развития мелкой моторики рук.
Подготовил педагог дополнительного образования Шамсутдинова Ф.М